вторник, 2 июня 2015 г.

Steelfest 2014 - 2015 Hyvinkää, Finland, Retrospective Report (in Russian)

Итак, недавно я посетил во второй раз финский Steelfest, а значит следующим ретроспективным отчётом о зарубежном гиге будет Steelfest за 2014 и 2015 год.

Собственно, надо рассказать сперва о главном - устройстве фестиваля. Он проходит на территории, как понял, какого-то старого завода. Имеется две сцены - на улице и в помещении, плюс несколько локаций для посетителей, со столами, лавками и палатками для мерча, плюс огороженное пространство около сцены. Суть состоит в том, что пока одна команда настраивается в помещении или снаружи, другая выступает. При этом у финнов всё работает как часы, строго по графику. Если в концертном расписании, которое висит при входе в зал, написано, что такая-то команда выступает в такое-то время, то можете быть уверены, что именно так оно и будет. Из выпивки - абсолютно стандартные барные напитки, минералка, чай, пиво, шоты и различные крепкие напитки. Мне по душе больше всего пришёлся местный Ягермейстер по вполне вменяемой цене. Одна банка пива стоит в пересчёте на рубли около 300р., что в принципе равно ценам разных мажорных заведений, при учёте того, что это таки Финляндия. Всего в фесте участвует порядка 20 банд (в последний раз было 24), при цене на двухдневный билет в 4500 р. Что означает, что в Москве кто-то охуел, когда заламывает цену на какой-нибудь Amorphis в 2000р., при таких же ценах в баре.

Теперь переходим от вводной части к непосредственно фесту.

Steelfest 2014

Первое выступление, на которое я успел в тот раз была группа Baptism, которую я видел в Москве давным давно, лет шесть назад. Понятное дело, что по сравнению с релаксом звук был просто супер, да и материал финнов был расширен за счёт более поздних творений. В целом, могу назвать Baptism одной из лучших групп данного феста. Отличный материал, превосходная сыгранность и отменный звук. Стоит только отметить, что группы из Лапперанты все довольно статичные, Baptism не исключение. самыми бодрыми могу назвать разве что Behexen и Horna. 




Т.к. Nokturnal Mortum в этот раз не смогли приехать в Финляндию, в списке групп появились те, кто как я понял, изначально не планировались. Например, Hautokammio, классический финский сырой BM, местами похожий то на Horna, то на Azaghal. Группа молодая относительно, но сыграно всё было мощно и слаженно, без лажи. В общем, я их заценил не без удовольствия. 


Далее были опять финны, на этот раз брутальный блэк/дэт Maveth с объёмными участниками, измазанными в крови и наводящими дикого шороху своей музыкой. Я не сильно вникал и не нёсся к сцене, но издалека оценил их сценический потенциал. Я не особый любитель подобного мочилова, но поклонники, я думаю, были довольны.
Следующими на очереди зажигали в зале шведы Valkyrja. Любят шведы фокусы с названиями, вроде Marduk, когда изначально положительному божеству придаётся негативный, сатанинский оттенок. Я думаю, тут та же тема. В общем, если бы Watain не были бы шведскими пидорами, это была бы Valkyrja)) В общем да, те же шведские минорные ходы и мрачный мелодизм в духе Ondskapt, только без пафоса и жеманства Эрика. Местами проскакивали весьма стойкие ассоциации и с Dissection. Достойно в общем, послушал с удовольствием.
Следующая группа была на улице - Aura Noir, лидером которой является небезызвестный Blasphemer, руливший в позднем Mayhem. Впрочем, музыка Ауры на Mayhem непохожа вовсе. Бодрый чёткий блэк/трэш безо всяких извратов с ритмом и темпоп и ультраскоростных забоев. Самый настоящий традиционный метал, как он есть и должен быть (впрочем, поздний Mayhem мне тоже нравится, но это совсем другая история). На вокале был настолько же небезызвестный Apollyon, который до этого был долгое время участником Immortal. Вот такой вот звёздный норвежский состав.


Следующими были супермегастары из Nifelheim, которые мне почему-то напомнили наших демонов гильотины (наверное из-за вокалиста с проплешиной) да и вообще шок-рок банду в целом. Играли они ясен хрен на порядок лучше, трэш/блэк местами даже с элеменами хэви и спида. Короче говоря, меня пенсионеры не впечатлили, хотя я знаю многих людей, которые приехали из России и других стран именно на них.
Когда начали играть Destroyer 666 я уже потихоньку стал проваливаться в ад и появился возле сцены, когда на неё вышли Inquisition. Финские волосатики начали дикие пляски и тряски возле сцены, пришлось обступить мою любимую, чтобы её ненароком не задавили. По звуку и выступлению - ясен хер было лучше чем в Плане Б и чем через год в питерском Фениксе. Здорово было, что тут скажешь, даже несмотря на беснующихся рядом фанатов митола. По сэт-листу я спустя почти год не смогу ничего сказать конкретного, но факт - все лучшие вещи группы были сыграны, причём на довольно таки высоком уровне.
Следующий день состоял почти целиком из финских банд. И начался для меня он с Alghazanth, на которых мне было очень интересно посмотреть. Их музыку я бы навал поздним финским Emperor, в смеси с Azaghal, более бронебойным и жёстким, с характерными финскими ходами при том. Исполнено всё было профессионально и от души, как на записи, даже лучше. Смотрелись вроде бы поживее чем Baptism, да и музыка поживее, обязывает.

Convulse  я толком не втыкал, разгуливая по территории феста, направившись внутрь чтобы увидеть в живую Archgoat. Любителям Beherit, Black Witchery и Blasphemy должно быть по нраву. Я, в свою очередь, оценил мертвяцкую атмосферу музыки, минимализм, и как музыканту отдаются своему делу, так сказать, не больше, не меньше.

Следующий сэт я ожидал с большим энтузиазмом, т.к. это был Goatmoon. И ожидал я большего. В живую всё это выглядит как распиздяйский задорный folk/rac с зигующим улыбающимся Блэкгоатом, поливающим себя кровью. Этакий пивной фолк метал с правой темой, на альбомные версии песен не очень похоже. Главным образом ещё и потому, что они решили в этот раз играть более новый материал. Впрочем ладно, не буду сильно критиковать, воспоминания остались всё равно достаточно тёплые об этом сэте. Я бы даже сказал, радостные и солнечные, будто бы и не BM вовсе. Вообще, я уже тогда приметил привычку финнов зиговать типо по фану, явно не как в пост-совковой эрэфии с запретом всего и вся.


Т.к. следующие финны с длинным названием и голландский Urfaust мне были неинтересны совсем, у меня было время подзаправиться, чтобы с чувством и толком послушать опять же финнов Desolate Shrine. Потрясная команда, выдающая стылый и тягучий дэт/блэк с мрачной атмосферой. Отлично давящее концертное музло, которое ещё и воспринимается вполне себе на ура с нормальным аппаратом и звукорежем, у которого руки растут откуда надо.
Следующую группу я окрестил для себя норвежским Hate Forest. Действительно, Aeternus исполняют суровый Pagan Death  с паганством только в лирике. Сама музыка - это стена железобетонных смурных риффов, не лишённых мелодизма и при этом никакого излишнего глянца и фирмачества, которое, например, наличествует у тех же Vader, выступавших тем же вечером. Круто, в общем, очень технично, с большим количеством соляков, разных проходов и фишек. Сочный гроул вокалиста в наличии имеется.
Сэт Necrophobic я толком не воспринял и не послушал, о чём впоследствии пожалел, т.к. группа довольно олдовая и материал они выдают вполне себе злобный и шведский, не хуже вчерашней Валькирии. На польский Vader я слегка положил, прослушав их сэт в пол уха, стоя в стороне, оставляя силы на Primordial. Тем не менее, сэт ирландцев я слушал уже в относительной прострации, т.к. за два дня постоянного шума, грохота и алкоголя был несколько вымотан. Воспоминания сохранились достаточно фрагментарные. К счастью, этот пробел я восполнил позже, когда они прикатили с концертом в Москву, звук на котором, на удивление, был вполне себе пиздатым.
Вот так и подошёл к концу мой рассказ о первом моём визите на Steelfest. Что хотелось бы отметить отдельно, это состояние финской природы. Если бы наши говночинуши хотя бы в половину заботились о российской природе так, как финны...

Steelfest 2015

Отчёт о фесте 2015ого года будет менее информативным, т.к., во первых, из-за проблем с логистикой я не смог посмотреть, скажем, Satanic Warmaster и Dark Funeral (о вторых расстроился не сильно), а во-вторых, в этот раз, из-за, как я понял, довольно жирных хедов, на разогрев было решено пригласить часть менее жирных коллективов. Например, почти весь первый день играла мешанина из андерграундого трэш/прото-блэка и дэта, в котором я не сильно шарю. Плюс, в начале второго дня у меня сломался фото-аппарат и пришлось фотографировать на планшет, так что вышло не особо. Но фото-отчёт это так, для себя любимого, в основном. Любители качественных фотографий могут найти их без труда на просторах сети.

Короче говоря, в начале первого дня я попал на выступление израильтян Dim Aura. Фишку, чтобы пригласить на фест израильтян вместе с правыми бандами, я иначе как приколом назвать не могу. Темнозори и NM было похуй наверное, по большому счёту, а у израильтян очко небось поигрывало. Хотя, это ж Финляндия, целыми остались вроде.
Vorum, Evil Angel и Demilich я слушал в пол уха, рассматривая мерч и попивая бир. К выступлению Темнозори в зал стянулось немало народу и тут началось. Т.к. Горрут не поставил в известность старый состав о планируемом гиге, многие гадали, на что будет похожа новая Темнозорь. Впрочем, все опасения оказались напрасны. Темнозорь выдала на ура отличный сэт, полностью состоящий из старых, проверенных временем вещей. Ни одна песня из классики не была принесена в жертву в угоду новому материалу, что радует. Как новый альбом выйдет, так пусть и исполняют новую программу. На чистом вокале был всё тот же Родослав, если не ошибаюсь был тот же флейтист из Ракота, а вот на скриме в этот раз был небезызвестный лидер тверского Ведьминского Тумана! Была весьма неожиданно, но с задачей своей он справился неплохо. Остальных музыкантов я не узнал, т.к. они были все в весьма своеобразном образе - на их лицах было что-то типа лесных шаманских масок. Однако, как говорят, это были довольно известные люди из жирных групп. Ах да, как и в прошлый раз, зал по традиции дружно зиговал. Среди зрителей присутствовал и Блэкгоат в спортивной олимпийке и модной пацанской кепке. Вообще, поражал колорит финской публики, не представимый по сравнению с Россией. Адики, остроносые ботинки, жилетка с нашивкой Watain, толстовка Питбуль и кожаная квадратная люберецкая кепка, плюс пирса - не самый дикий вариант.

Итак, следом за Темнозорью был Unleashed, что-то типа в противовес норвежскому дэту в прошлый раз, в этот год орги решили пригласить шведский pagan death. Хотя я люблю Unleashed, мне их сэт показался довольно скучным. Я думаю, главным образом потому, что с возрастом вокалист значительно прибавил в весе и был довольно статичным, а с ним и вся группа. Before Creation Of Time я не услышал или пропустил, но это и не важно. Остальная классика была вроде сыграна и сыграна на уровне. Это всё, что я могу сказать об их сэте.


На этом первый день феста для меня закончился. Т.к. жили мы в этот раз в Хельсинки, пришлось уйти с Dark Funeral, чтобы не проебать последнюю электричку. Ну оно в общем и не страшно.

Второй день для меня начался с финнов Sargeist. Их выступление как всегда было довольно камерным и статичным. Не таким унылым, как в Сербии, но тем не менее. Был сделан упор на телеги с последнего альбома, и было видно, что Шатраугу и компании на драйв и шоу до пизды по большей части, главное какой-то одним им понятный смысл и внутренние ощущения. А так было годно услышать в живую ещё раз то, что неоднократно было прослушано на альбомах. Классика была в основном со второго альбома, в ущерб первому, ну и конечно же не обошлось без Black Fucking Murder!


Sotajumala - группа одного из участников Horna, играет вроде бы стандартный дэт финского разлива, который для меня не представляет особого интереса. Поэтому, я решил покопить силы для двух следующих сэтов. Следующей была группа Wyrd, которая была основана гитаристом Azaghal, часть некоторых музыкантов из которого также вошла в состав. В отличие от Azaghal, Wyrd играет Pagan BM в духе Windir, достаточно мелодичный, с клавишными и соляками. Темп композиций будет даже помедленней чем у норвежцев. Душевная музыка, посмотрел и послушал с удовольствием.


Следующими на очереди были Kawir. Это довольно старая и для кого-то культовая греческая группа вызвала у меня своим внешним видом только смех. После чего отпало всякое желание по серьёзному копаться и разбираться в их материале. Огромных размеров басист, покрытый портаками и бородатый вокалист в сутане, смешно поднимающий руки - такое не каждый день на блэк метал пати в релаксе можно было увидеть. Выглядящие нормально второй гитарист и басист ситуацию не спасали.


Следующая банда была Cosmic Church и выступала она в зале. Банда охуительная, но из-за их статичности и монотонного красного света я не смог сделать ни одной нормальной фотографии на планшет. С прошлогодним составом по оригинальности и охуительности я могу сопоставить её рядом разве что только с Desolate Shrine. Обе банды играют довольно давящую и грузную музыку, которая, тем не менее, заставляет обратить на себя внимание!


Попинав хуи на Dead Congregation, я начал собираться с силами, чтобы совершить финальный рывок и пережить три последние группы фестиваля. С материалом Moonsorrow я не сильно знаком, но послушал с удовольствием. До этого ни разу не был на них в Москве, да и не жалею особо. Благо финский звук всяко лучшего московского и позволяет расслушать все необходимые нюансы.


Ashpyx - одна из любимых групп Варггота и имеет культовый статус на дэтовой сцене. Решил заслушать и сделать для себя определённые выводы. Они заключались в том, что играют Asphyx притрэшованный дэт старой школы, причём довольно скоростной и бодрый. Музыканты к моменту выхода на сцену были уже довольно пьяные, но всё оформили как надо, по крайней мере явных косяков я не заметил.


Итак, я вплотную подошёл к тому, ради чего я уже второй раз посещаю Steelfest. В прошлом году Nokturnal Mortum не смогли приехать в Финляндию из-за событий в Украине, но в этом году они наконец смогли осчастливить финских фанов своим вторым визитом, если я не ошибаюсь в их страну. Первый был во время турне в поддержку альбома Голос Стали.

Что тут можно сказать? Это был пиздец и ахуй. Сорванная глотка и сорванная крыша. Весь полуторачасовой сэт украинцев пролетел как одно мгновение, я даже не успел отдышаться. Кульминацией стало хоровое исполнение песни Украина. Слова тут излишни, видеть надо и слышать. Даже не взирая на факт, что было душно и тесно, и я видел только пол сцены, это меня обломало не сильно. Никакие шикарные фотоотчёты не заменят самого факта ощущения энергетических потоков, исходящих от группы. Причём, следует отметить тот факт, что помимо За Вiciм Днiв До Весни и Вовки, были сыграны ещё 2-3 абсолютно новые вещи, не игранные до этого нигде. Эксклюзив для Финляндии, так сказать. Помимо этого были сыграны также обязательные номера из Мировоззрения и Голоса Стали, которые уже больше половины десятилетия составляют костяк концертной программы Nokturnal Mortum. Из вещей более старого, "классического" периода, была сыграна только обновлённая Коляда, что впрочем обломало не сильно. Группа растёт и развивается, каждым альбом открывая дверь в новый, неизведанный мир, оставляя за собой верную, утоптанную тропу воспоминаний, чувств, слов и мыслей. Возвращаться и делать шаги назад они, судя по всему не намерены, так что только вперёд, к Истине!

Собственно, последнюю электричку мы проебали, поэтому отправились ночевать в лес, пробираясь к палатке нашей знакомой с матюками, через коряги, кочки, овраги и болота. После Nokturnal Mortum пошли ночевать на болото по Lucifugum'у так сказать. В целом, наличие NM полностью перевесило весь невзрачный состав первого дня и проёб SW,  а также осталось самым ярким воспоминанием о прошедшем мероприятии!


Все фото мои, видео взяты с YouTube.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница